Осенью мы прилетели в Турцию самостоятельно. Заранее составили непривычный для Турции маршрут и принялись за него, как только приземлились в Анталье. Получилось интересно! В этом тексте расскажу о главном элементе путешествия, с помощью которого за 10 дней где мы только ни побывали — о нашей машинке. Точнее, о прокатной.
Итак, аренда авто в Турции и наши приключения:
— 2500 км по стране,
— Каппадокия, Памуккале, каньоны и море,
— отличные живописные дороги,
— и первые знакомства с дорожными знаками, парковками, где придется, и системой штрафов в Турции (и их оплатой).
Я уже выложил видео для канала на Ютубе, а теперь пишу этот текст: дополнить то, что забыл сказать в видео, загрузить красивейшие фотографии и в целом показать, что аренда машины в Турции — это легко, комфортно и недорого.
На какой машине мы ездили в Турции? Мои советы по выбору авто
В эту поездку по Турции мы арендовали Fiat Egea на сервисе LocalRent. Раньше я никогда не сидел за рулем автомобиля Fiat и потому ожидал ничего:) Но забегая вперед, скажу, что машина хорошая, подходит как для поездок по городу, так и на долгие расстояния по Турции. Единственный раз подвела, когда минут пять не желала заводиться с утра в Каппадокии (но на улице было -7, а машина на местном дизеле). Оказывается, эту модель производят здесь в стране — из-за этого она выгоднее в аренде, и такие Фиаты очень часто встречаются на дорогах.
Выбор автомобилей на сайте огромный. Лично я советую бронировать машину на дизеле, так траты на топливо будут поменьше. Бензин в Турции не самый дешевый, а расход на дизеле гораздо экономичнее — у нас выходило около 4 литров на 100 км! Почти даром. С заправками в стране проблем нет, они буквально ВЕЗДЕ и по трассе, и в городе.
На что я обращаю внимание при выборе автомобиля для аренды:
— коробка автомат, по городу так комфортнее
— машина на дизеле, если стоимость аренды не сильно отличается от «бензиновых»
— желательно, что бы автомобилю было меньше трех лет
— самые дешевые варианты проверяю тщательно (может там машина старая или страховки нормальной нет, или залог большой)
Какие нужны права/документы для аренды авто?
1) Загранпаспорт, 2) водительские права и 3) банковская карта.
Какие права нужны для аренды авто в Турции? Обычные российские нового образца, МВУ делать не надо. Россия и Турция подписали и ратифицировали Венскую конвенцию: то есть признают НВУ без необходимости делать международные. Нас дважды останавливали турецкие гаишники для проверки документов — все подходило, претензий не было. У менеджера, выдававшего нам машину, вопросов тоже не возникло.
В прокатах есть требования к возрасту водителей. Чаще всего ставят ограничения «от 22 лет и стаж не меньше 2 лет». Иногда минимальный возраст поднимают до 25–27 лет, а стаж до 3–5 лет. Например, для аренды люксовых машин или минивэнов. Максимальный возраст водителя может быть 65–70 лет.
Где дешевле арендовать авто в Турции? Сервисы
Арендовать автомобиль на месте я даже не думал. Ходить, искать, сравнивать и оказаться у «разбитого корыта» (относится и к состоянию машины, и к ограниченноcти выбора) совершенно не хотелось.
Посмотреть и подобрать авто в Турции можно на любом из 3 сайтов:
- LocalRent.com
- Rentalcars.com
- EconomyBookings.com
Предполагаю, что вы, как и мы для своего путешествия, найдете лучший вариант на первом сайте. Мы забронировали на 10 дней Fiat Egea с получением в аэропорту Анталии за €305 с полной страховкой— все прошло гладко и комфортно.
Вот еще почему Локалрент мне очень понравился:
+ В местных прокатах цены на аренду авто в Турции ниже, чем в филиалах крупных компаний вроде Avis или Hertz. ЛокалРент связывает нас, клиентов, с локальными агентствами (отсюда и название). Конечно, предварительно проверив каждое на надежность.
+ Все предельно ясно и без «мелким шрифтом». На сайте прямо сообщают: вот это — вся сумма за автомобиль, сейчас платишь n евро, на месте менеджеру — столько. Вот залог (если есть); а это — тип страховки и нужные подробности о машине. N евро вернут полностью вплоть до суток до начала аренды.
+ Помните, я упоминал про возраст авто? Фильтры ЛокалРента нужно ставить в пример Ренталкарсу и другим: здесь можно отсортировать по году выпуска, двигателю (бенз/дизель), приводу. А не просто «вам большую машину или маленькую?».
+ Реальные фотографии машины! Не рекламная картинка, а несколько четких кадров снаружи и изнутри. Ну, не прекрасно ли?
Да, крупные агрегаторы берут тем, что их офис даст вам машину в аренду и в глухой африканской деревне. Эту долю мы им и оставим, а для всего остального, в том числе для Турции и других 10 стран, есть Локалрент. Подождите, а я уже писал, что за ним стоят российские ребята?:)
Цены на аренду машин в Турции
|
|
Цены на аренду авто в Турции, как и в любой стране, зависят от сезона и спроса. Летом дороже, а осенью дешевле. Зимой можно арендовать четыре колеса и за 10 евро в сутки. Не забываем золотое правило: чем больше срок аренды, тем меньше цена за день.
В ноябре мы 10 дней разъезжали на Фиате за 30,5 евро в сутки — с полной страховкой (типа КАСКО) и без залога. Считаю, это отличная стоимость за авто среднего класса на автоматической коробке передач и на дизеле.
Итак, сколько стоит аренда авто в Турции? Соберу разные варианты:
(на 5 дней и больше)
Сезон (май–сентябрь) |
Несезон (октябрь–апрель) |
|
Самая дешевая механика | от 29 евро/сутки | от 10 евро/сутки |
На автомате | от 32 евро | от 16 евро |
Кроссовер | от 49 евро | от 25 евро |
Люкс | от 100 евро | от 65 евро |
В Анталье | от 29 евро | от 10 евро |
В Мармарисе | от 42 евро | от 28 евро |
В Стамбуле | от 30 евро | от 16 евро |
Если бронировать авто на короткий срок (сутки-двое), в сезон автомобиль выйдет в 35 евро в день, что тоже неплохо. Как-то мы брали машину в Питере, и цена была такая же — не знаю, кто здесь выигрывает?
И раз уж в этом разделе мы говорим про деньги, вот цены на бензин в Турции в 2022 году (с заправки BP, 1 лира = 5,5 рублей):
- Бензин 95 — 15,4 лиры
- Дизель — 15,6 лиры
- Газ — 9,7 лир
Разъезды в 2500 километров в ноябре обошлись нам в 1000 лир. Пишу и поражаюсь двум фактам: тогда топливо стоило В ДВА РАЗА дешевле, мы заправлялись дизелем за 8,4 лир. Что еще интереснее, в пересчете на рубли в ноябре литр стоил 61 рубль, а сейчас — 87 рублей.
Пошаговые этапы при аренде авто — инструкция
Как забронировать авто, чтобы ничего не пропустить и точно все учесть:
- Заходим на Localrent.com и выбираем в графах «Получение авто» и «Возврат» ваши начальный и конечный пункт путешествия. Необязательно Анталью, есть аренда авто в Сиде, в Кемере, в Алании — везде, где вам удобно. Указываем даты и щелкаем на кнопку «Фильтры» на сайте.
- В фильтрах я обычно указываю коробку автомат, КАСКО и в идеале без депозита. Если нужно, можно поставить галочку напротив графы «бесплатная отмена». Также здесь можно выбрать год арендуемой машины (например, от 2018 года). При этом даже наша 3-х летняя машина была с пробегом более 100 тысяч километров.
- Под меню можно выбрать категорию машины — кроссовер или средний класс или люкс. По умолчанию первыми показываются самые дешевые варианты. Изучаем выборку, кликаем на понравившийся вариант.
- Внутри карточки арендной машины можно выбрать варианты страхования (я беру КАСКО — чаще всего оно включено в цену), посмотреть характеристики авто и реальные фото машины. Прокрутив вниз, увидите другие опции, которые я обычно пропускаю — детское кресло, зимняя резина и т.д. А нет, бывает «второго водителя» добавляю: стоит от 16 евро.
- Я выбирал получение авто в аэропорту Антальи. С нами заранее связались по Whatsapp, в аэропорту встретили с табличкой с именем и проводили до машины. Все удобно и быстро. Оформили договор и получили машину примерно за 15 минут (подробности получения/возврата ниже).
Обращайте внимание на ограничение пробега — у некоторых машин есть такая пометка: например, 200 км в день. Поэтому я выбирал без ограничения километров (и возможностей).
Вспомнил одно неудобство. Все-таки советую ставить фильтр «Есть оплата картой» — чтобы вторую часть суммы можно было оплатить на месте банковской картой (и не забудьте убрать лимит на всякий еще в России). Иначе снимать лиры в аэропорту проблематично, высокая комиссия. И единственный нужный банкомат, как в нашем случае, может уйти на перерыв… Конечно, наличку примут и в евро, и в долларах, но нам принципиально надо было в лирах — из-за чего мы потратили 30 минут на поиски другого банкомата.
Страховка и депозит
На LocalRent можно взять машину с полной страховкой (ох, эта их удобная табличка сравнения страховок — всем бы такую!). По умолчанию в стоимость включено ОСАГО, часто КАСКО, а вот СуперКАСКО, покрывающее повреждения колес и стекол, идет за дополнительные 20–150 евро в зависимости от класса авто.
Максимальный уровень защищенности — под названием «полное покрытие» — доступен далеко не всем машинам. Стоит от 50 евро и подразумевает 1) отсутствие франшизы, 2) покрытие расходов даже если виновник дтп скрылся.
Сейчас объясню, как можно сэкономить, но застраховаться со всех сторон и не попасть на франшизу (эта та часть, что вы платите за повреждения, а все, что свыше, страховая).
- Если вы выбрали машину со страховкой, в которую включена франшиза, дополните ее дебетовой премиальной картой желтого банка (Тинькофф Метал)!
Нет, при этом не нужно заводить на счет миллионы или платить тысячи за обслуживание. У карты есть пробный период — 2 месяца бесплатно, если оформить по ссылке друга, а потом ее можно закрыть.
Вот как это работает: берете самое дешевое КАСКО (туда обычно включена большая франшиза — от 600 и до 2000 евро) и дополняете страховкой от ущерба третьим лицам, которая идет как бонус с металлической картой. Она покрывает франшизу до 3000 евро — и это супер!
Я уже даже протестировал это комбо: в США мы попали в неприятную ситуацию с Теслой — на трассе под бампер попал камень, оставив вмятину и ущерб на $1100 (франшиза была $1500). Оплатили из своего кармана, а Тинькофф в течение 2 недель вернул эти деньги на карту!
Что насчет депозита? Для Турции я выбирал авто без депозита, на сайте есть такой фильтр. Но ничего страшного в депозите нет, тем более, если у вас кредитка. Его можно просто заморозить на карте (например, на той же премиальной кредитке от Тинькофф) и не тратить свои деньги. Либо можно отдать наличными и забрать при возвращении машины.
Получение и сдача автомобиля
Получение авто. С этим пунктом все очень просто, поэтому раздел небольшой. Как я сказал выше, машину мы получали в аэропорту Антальи. За сутки до прилета с нами связались (на русском), подтвердили время и номер рейса, а на следующий день встретили у выхода из аэропорта с табличкой с моим ФИО и проводили до машины. Правда, здесь с менеджером общение уже на уровне жестов, если вы не знаете турецкий:)
У машины сотрудник начал заполнять договор: попросил загранпаспорт и водительские права обоих водителей (я заранее делал пометку, что водителей двое). Далее вместе сфотографировали все повреждения и занесли их в договор. Я не ленюсь и снимаю еще и видео в момент осмотра, так надежнее.
Все это заняло 20 минут, а потом случился затык, из-за которого все растянулось на час. Вторую часть суммы надо оплатить наличкой, и для этого я специально купил лиры в приложении Тинькофф. Но в аэропорту не работал банкомат Halk (он единственный позволяет снимать без комиссии) — и мы все вместе поехали искать банкомат в другом месте. Если что, можно расплатиться в евро, но мне было бы обидно менять эти тысячи лир обратно, еще и при стремительно падающем на тот момент курсе.
Сдача авто. Накануне вечером договорились, что сдаем машину у терминала вылета в 5:00. Подъехали к этому времени, подождали минут пять, созвонились и нашли друг друга. Машину посмотрели за пару минут, проверили уровень топлива, кузов по кругу и все. Перед сдачей с вечера мы помыли машину (стоило всего 50 лир).
Кстати, можете посмотреть весь процесс в моем видео-отзыве об аренде авто в Турции — я снимаю их без воды и пустых разговоров, максимальная концентрация информации (и порой красивых кадров):
На что обратить внимание при бронировании? Мои советы
Для меня основные критерии в арендном авто — автомат, дизель, возраст машины 3-5 лет, парктроники или камера заднего вида и страховка.
Договор при аренде авто в Турции типовой. Вы, конечно, можете его изучить, и это будет правильно (я приложу вариант нашего ниже), но бОльшее внимание стоит обратить на повреждения машины, пробег и уровень топлива. Сделать фотографии всего, а лучше — видео на телефон.
Скачайте заранее Гугл карту вашего маршрута. Google Maps — лучший навигатор по Турции. Mapsme тоже ничего, до нужной точки доведет, но как же криво он отображает маршруты… Показывает съезды там, где их нет, дурацкая озвучка. По прилете в Анталью можно оформить симкарту с интернетом и пользоваться адекватным навигатором в онлайн-режиме от Google, а когда интернета не будет, переходить на офлайн карты. Когда читал отзывы об аренде авто в Турции, встречал информацию, что симка стоит 150 лир. Но нет, минимальный тариф для туристов — 250 лир с 20 гб интернета и 750 минутами (операторы Vodafone или Turkcell). Обязательно нужен паспорт и наличка, ближайшая к аэропорту точка продажи — торговый центр Mall of Antalya.
Правила вождения в Турции — какие отличия?
В Турции стандартные правила дорожного движения, и в целом не очень отличаются от России. Но из-за этого «не очень» мы и получили штраф в 314 лир:)
- На дорогах много камер, прям МНОГО, которые ловят на скорость — они подвешены на столбах, спрятаны в кустах, водружены на крыши машин traffic control и снимают вас даже с беспилотников. Словом, рекомендую соблюдать скоростной режим:
❗в населенных пунктах — чаще до 50 км/ч, иногда действует до 70 км/ч
❗ за городом — до 90 км/ч
❗ есть участки автомагистрали, где можно 110 км/ч
❗ к этим величинам допускается превышение в +10%, с +11% уже следуют штрафы - Иногда встречаются странные знаки ограничения скорости — например, 82. Прибавляем 10%, и вот те самые 90 км/ч . То есть, где-то можно ехать максимум 90, а где-то — 99 км/ч, зависит от знаков.
- Есть прикольные дорожные знаки — осторожно, кабан, или черепаха, с изображениями животных. Знак «Стоп» обозначается как DUR.
- Дети до 12 лет и ростом ниже 115 см могут ездить только на заднем сиденье в детском кресле. В Турции это редко проверяют это, но стоит взять с собой или купить на месте.
- Полицейские останавливают для проверки документов. У нас такое было за 10 дней два раза: спросили, куда едем, посмотрели права и отпустили.
- В целом в Турции водят, как я это называю, «по-восточному»: быстро, часто без поворотников, резко перестраиваясь и ОБЯЗАТЕЛЬНО СИГНАЛЯ ЕСЛИ ЗАДЕРЖАЛСЯ НА СВЕТОФОРЕ НА МИЛИСЕКУНДУ.
А штраф… штраф нам пришел спустя 15 (!!!) минут после нарушения: не заметили знак населенного пункта и проехались под камерой со скоростью 90 км/ч, когда допустимая была 77. О штрафе нам сообщила в ватсапе арендная компания и скинула квитанцию в подтверждение (мы сразу поняли, где нарушили). Они заплатили сами, а мы позже отдали наличными — со скидкой 25% за оплату сразу.
Вот за что штрафуют в Турции и к каким суммам готовиться:
- 314 лир (1800 рублей) — за нарушение скоростного режима в пределах 11–30%
- 652 лиры (3700 рублей) — за нарушение скоростного режима в пределах 30–50%
- 1340 лир (7600 рублей) — за нарушение скоростного режима свыше 50% или за вождение под алкоголем
- 144 лиры (815 рублей) — за непристегнутый ремень или неправильную парковку
А еще в Турции категорически нельзя разговаривать по телефону за рулем! Штраф — те же 314 лир, это такая местная минималка.
Маршрут на авто по Турции
|
|
При составлении маршрута, если вы едете на 10–14 дней, вам в любом случае придется чем-то жертвовать — либо сном, либо интересными местами. Так как достопримечательностей на одном только юге Турции прям ооочень много, и все охватить за пару недель нереально.
Наша цель была — вместить в 10 дней интересные места и отдых в отелях. И у нас неплохо так получилось!
✅Прилет в Анталью — ✅2 дня в Фетхие — ✅1 день в Памуккале и на озере Салда — ✅3 дня в Каппадокии — ✅3 дня в Анталье
Расстояние: 2500 километров
Траты на топливо: 1000 лир
Максимальное время в дороге: 7 часов (из Каппадокии до Антальи)
Платные дороги: нам не попадались
Про маршрут и самостоятельный отдых в Турции мы напишем отдельную статью, а здесь оставлю наши отели (все супер, а цены в несезон еще лучше):
- 5* Liberty Fabay в Фетхие — люксовый отель, чтобы вкусить роскошную жизнь хотя бы на пару ночей
- Oyster Boutique Hotel в Сиде — просто бюджетно переночевать на пути из Памуккале в Каппадокию
- Helen Cave Suites в Гёреме — отличнейший отель, красивый, рядом с главной смотровой на шары, с отоплением в несезон, да еще и в пещере (это фишка Каппадокии), но без приступов клаустрофобии
- 5* Sealife Family Resort в Анталье — один из самых популярных отелей в городе, открытый круглый год; находится в лучшей (для нас) части Антальи у пляжа Коньяалты, где точно не заскучать
Мой отзыв и советы по вождению в Турции
С того момента, как я сдул пыль с 10-летних прав, я стараюсь брать авто в аренду практически в каждой поездке. Ведь это совсем другой вид отдыха. Можно побывать в Турции несколько раз, но стоит взять машину и составить самостоятельный маршрут — и вот вы впервые оказались в стране! Ездить по Турции на машине — одно удовольствие, дороги хорошие и живописные.
Штрафы и ДТП. Во-первых, как я сказал выше, превышать можно максимум 10% от скорости на дорожном знаке. Во-вторых, за превышение на 11% будет штраф от 314 лир. Если вы вдруг попали в ДТП, то обязательно оформите полицейский протокол (kaza raporu), без него скорее всего будут проблемы с выплатой страховки! Сохраните телефон прокатчика и всегда сперва связывайтесь сразу с ним, а он далее расскажет, что делать.
Дороги в Турции. Дороги здесь красивые, проходят через горы, каньоны и вдоль моря, петляют серпантинами. И очень хорошие, без ям и кочек, по ним буквально летишь (но не увлекаешься, так как помнишь о скоростном лимите и немаленьких штрафах). Встречная полоса редко отделяется, но есть участки — в основном, в горах — где три полосы, и серединная переходит от одной полосы к другой для обгона. На обычном седане мы везде проезжали без проблем, о кроссовере не задумывались.
Интернет. На телефоне лучше иметь онлайн и офлайн карту, связь на дороге часто пропадает, особенно в горах и на серпантинах. Если маршрут сбивается в онлайн-навигаторе, могут быть проблемы. Советую оформить либо симкарту на месте с 20 гб интернета или Тинькофф Мобайл, где за 49 рублей в день можно подключить безлимитку за границей на гуглкарты. + 49 рублей в день за мессенджеры. Мне этого хватает.
Парковки. Везде, где мы были — Фетхие, Сиде, Анталья — парковки были при отелях, это удобно. Но если куда-то выезжать, даже просто по городу/курорту, то парковка будет либо стихийная бесплатная на улице (так в Каппадокии и курортных поселках), либо платная (около достопримечательностей — например, в Памуккале, или Старом городе в Анталье). Чаще всего платные паркинги неофициальные, просто кладешь купюру в руку человеку в жилетке. Стоит 10–20 лир.
Как выгоднее всего арендовать машину? 5 главных подсказок:
- Бронировать на Localrent, который работает с локальными прокатами, а значит предлагает более привлекательные варианты
- Машина на дизеле — экономнее расход
- В низкий сезон цены ниже
- Бронировать на долгий срок — хотя бы от 4 дней и больше, так уменьшается цена за сутки
- Ехать компанией — мы ездили вчетвером
Какие дополнительные траты могут быть при аренде авто?
— Второй водитель (его стоит указывать заранее, и он вносится в договор)
— Детские кресла, навигаторы и прочее
— КАСКО (чаще в стандартной цене только ОСАГО)
— Сдача авто в отличном от получения месте
— Возраст/стаж водителя меньше нужного
Плюсы и минусы аренды авто в Турции
Как человеку, который ранее был в Турции несколько раз в отелях на «все включено» и без авто, отпуск с машиной мне понравился. Видишь совсееем другую Турцию. Да и не только ее, любая страна открывается совершенно по-другому, когда вы садитесь за руль — такое я ощутил и в США, Испании и других странах. И даже в Сочи🙂
Итак, аренда авто в Турции — в чем плюсы:
+ Недорого, и здесь работает лучший сервис по аренде авто Локалрент
+ Отличные дороги
+ Множество интересных мест для посещения
+ Мобильность и свобода передвижения и планирования поездки
+ Адекватная полиция, строгий надзор за пдд
А минусы:
— Дорогое в пересчете на рубли топливо
— На дороги, бывает, выбегают животные, поэтому нужно быть особенно аккуратным ночью
— Случается, что каждые 500–700 метров на трассе скоростной лимит меняется с 70 на 90 и обратно, это напрягает. Сами турки на это внимания не обращают и едут под 100
— Далеко не все местные соблюдают пдд, поэтому как иностранцу, нужно быть особенно внимательным на дороге, и, если что, уступать
— Водить в городе Анталья — такое себе занятие, узкие улицы, куча машин и нет нормальных парковок
Вот вроде и все. Рассказывайте в комментариях о своем опыте и задавайте вопросы — с радостью отвечу!